Коксование смазок и всё об этом
Автомеханики часто пользуются понятием «коксование смазки». Также от разбирающихся людей можно узнать такие вещи, как «термическая стабильность» (она же «теплостойкость»). Давайте вместе разберёмся, о чём идёт разговор, и почему это столь важно.
В этой ситуации понятие «коксование» не совсем подходит. Технически коксование — это процесс получения твёрдого топлива из жидкого (при нагреве и отсутствии кислорода). Помимо нефти, также перерабатывают каменный уголь. В итоге выходят ценнейшие продукты черной окраски, обладающие высоким уровнем теплоотдачи.
Для автолюбителей коксование — это появление на стенках смазываемых поверхностей и механизмов обуглившихся, чёрных частиц смазки, вследствие оседания. Такое явление нередко становится причиной поломок многочисленных узлов техники. С явлением раньше часто сталкивались люди, по причине отсутствия на рынке качественных смазочных материалов. После длительного применения некачественных масел и смазок, владельцы автомобилей находили в ДВС жирный слой густого тёмного вещества, схожего с пластилином. По-научному это называется образованием оксидных отложений.
Одной из главных причин возникновения подобных отложений является превышение температурных лимитов конкретной смазки. Дело в том, что у каждой смазки свой уровень термостабильности и, если двигатель превышает допустимую температуру, образуется осадок. Процесс происходит быстрее при наличии пузырьков воздуха, капель воды и металлической стружки. Термоокислительная стабильность — это важный показатель, указывающий на возможность смазки оказывать противодействие высокому уровню температуры. Параметр обозначается по российским и международным стандартам.
На сегодняшний день проблема «коксования» менее актуальна, так как состав смазок стал разнообразнее и современнее. На новых машинах оксидные отложения увидеть почти невозможно, особенно при условии применения соответствующих масел, смазок и топлива. Также этого удаётся добиться благодаря моющим и антиокислительным присадкам, входящим в состав современных ГСМ.
Важным аспектом стало распространение и применение синтетических и полусинтетических масел. Также положительные результаты дало применение минеральных материалов, полученных путём гидрокрекинга и гидроочистки. Их главное преимущество — однородность состава, что положительно сказывается на теплостойкости. С применением различных присадок эту характеристику удается повысить ещё больше.
К сожалению, с пластичными смазками эти проблемы так легко решить не удалось, по сравнению с жидкими смазками. Это можно объяснить наличием в подобных средствах загущающих компонентов. При использовании любой основы, загустители все равно остаются слабым местом. Именно они крайне чувствительны к воздействию повышенных температур. Быстро обугливаясь, загустители твердеют и образуют осадок, который покрывает поверхность деталей.
Если пластичная смазка подверглась термическому окислению, то она не сможет выполнять поставленные задачи. Появится причина её замены. На сегодняшний день основной задачей является повышение срока службы пластичных смазок, для чего производителям придётся разобраться в причинах их быстрого коксования.
- Комментарии