Высокотемпературные смазки: особенности, свойства, применение
Для работы на высоких скоростях, в рабочих температурах, достигающих нескольких сотен градусов, обычные смазки непригодны. Смазочные материалы с кальциевыми, литиевыми загустителями при нагреве до +90°С — +130°С плавятся, вытекают или сохнут, коксуются. Для таких условий работы нефтехимическая промышленность выпускает высокотемпературные смазки.
Виды и особенности высокотемпературных смазок
В общем виде высокотемпературные (термостойкие) смазочные материалы разделяются на:
- пасты;
- консистентные (пластичные) смазки;
- жидкие масла.
В торговых описаниях высокотемпературные смазки часто называют высокооборотными. Это определение не совсем правильно, так как термостойкие составы работают не только в узлах трения, работающих на высоких скоростях. В производственных механизмах используются и резьбовые, шарнирные, электропроводящие смазки, которые должны не терять своих качеств при большом нагреве. К таким свойствам относятся стойкость к окислению, химическая стабильность, малая испаряемость, антикоррозионные качества.
Для улучшения термостойкости без потери антифрикционных свойств, агрегатного состояния в высокотемпературные смазки на минеральной или синтетической основе добавляются специальные загустители. К ним относятся бариевые гидроокисные мыла, тефлон, поликарбамиды, фторопласт, окись кремния, полимочевина, оксиды алюминия. Сохранение химической стабильности при увеличении рабочей температуры обеспечивается присадками графита, дисульфида молибдена, меди, нитрида бора.
Применение термостойких смазочных материалов
В СССР для техобслуживания производственных механизмов, автомобильных узлов, работающих с нагревом, использовалась преимущественно графитная смазка, пасты ВНИИНП, ГОИ. Сейчас ассортимент российских смазочных материалов расширился и включает продукцию брендов:
- «Политерм». Компания «ЭлИНП» выпускает ряд термостойких паст, в том числе — на основе меди, фторопласта. Смазки и пасты «Политерм» применяются для минипекарен, ими смазывают тележки обжиговых вагонеток, подшипники вентиляторов, резьбы экструдеров, запорную газовую арматуру, нагруженные шарниры.
- ЦИАТИМ. Смазки, разработанные научно-исследовательским институтом для авиации, успешно используются при техобслуживании подшипников ступиц, тормозных суппортов скоростных автомобилей, форсунок дизельных двигателей.
- ВНИИСМ. Институт ВНИИСМ разработал ряд специальных смазок для резьб бурового оборудования, металлургических машин,
- «Униол», «Терма». Продукция Кусковского завода КУЗАКС работает при температурах до 200 — 400 градусов, используется в горячих тихоходных конвейерах.
Зарубежные нефтехимические заводы выпускают весь ассортимент высокотемпературных смазок. Для смазки пластиковых деталей термопринтеров применяются смазочные пасты «ТОМФЛОН». Бренд ADDINOL выпускает масла и пасты для обслуживания электромоторов, конвейеров горячих печей. Продукция бренда EFELE применяется для смазки пищевых линий термообработки, жарки, печного оборудования.
При техобслуживании узлов трения автомобилей зарубежного производства автопроизводители рекомендуют применять марки Liqui Moly, Comma Copper, Presto, Modengy, Molykote.
- Комментарии