Отличие грузовых масел от легковых
Моторные масла должны быть адаптированы к режиму эксплуатации мотора и условиям его использования. С учётом таких факторов надо выбирать исходный компонент и перечень дополнительных веществ (присадок). Легкомоторный транспорт оснащают двигателями, работающими на самых разных оборотах. Обычно такие ДВС имеют ограниченный объём, иногда форсируются или оснащаются режимом турбонаддува. Грузовые авто имеют куда более стабильный режим, работают на менее высоких оборотах. Однако перевозка грузов предполагает более интенсивный расход горючего. Из-за этого выделяется больше сажи, топливо бурно просачивается в маслопровод. Поэтому масло должно содержать повышенное количество моющих компонентов. Также важны диспергирующие добавки, которые:
-
блокируют осаждение;
-
поддерживают чистоту внутренних поверхностей;
-
предотвращают предварительное окисление;
-
стабилизируют вязкость.
Накопление сажи провоцирует возникновение крупных твёрдых частиц. Прилипание этих фрагментов форсирует износ цилиндров, поршней и соприкасающихся с ними деталей. Предотвратить пагубное действие сажи можно, если 1/5 часть состава масел будет приходиться на присадки. Для сравнения: в маслах для легковых авто содержится почти вдвое меньше специальных добавок. Ключевую роль играют дисперсанты, то есть реагенты, подавлящие закрепление сажи на частях мотора.
Разница между дизелем и бензиновым мотором
Дизели преимущественно ставят, как считается, на грузовом транспорте, автобусах, сельхозмашинах и прочей подобной технике. Но всё больше такие двигатели применяют и на легковом автотранспорте. Специфика таких систем очень важна.
Дизельный мотор сжимает воздух. Бензиновый тоже делает это, но степень воздействия там намного меньше, поэтому необходимо дополнительное зажигание электрическим импульсом. В дизелях топливно-воздушная смесь загорается сама. Однако эта простота оборачивается необходимостью усиливать конструкцию и повышать её прочность, чтобы материалы не разрушались при повышенных давлениях и температурах.
Более интенсивное горение помогает дизельным моторам обеспечивать более высокий КПД, но зато удельная мощность и скорость работы у них ниже. Надо учитывать, впрочем, что не всё так однозначно. Бензиновый мотор способен развить более высокую мощность на максимальных и близких к ним оборотах, однако проигрывает, когда частота вращения уменьшается. Использование бензина считается экологически оптимальным вариантом по сравнению со сжиганием соляра. Даже последние инновации только немного выравнивают это положение. И да, сконструировать дешёвый дизельный ДВС, сопоставимый с бензиновым, практически невозможно.
О специфике смазок
Учитывая разницу в строении и работе мотора, нельзя считать, что всё дело только в его мощности. Категорически нельзя как повышенными дозами легковых масел наполнять двигатели грузовиков, так и наоборот, использовать технические жидкости для грузового транспорта на легковом.
Да, масло для грузовика способно эффективно очищать мощный слой нагара. Да, оно позиционируется как наращивающее моторесурс. Однако ожидать, что такой состав позволит продлить жизнь вашего внедорожника или малолитражки в разы, не стоит. Произойдёт ровно обратное.
В «грузовых» маслах содержится значительное количество присадок. Клапаны легковой машины просто не рассчитаны на такой уровень химической нагрузки. Натурные испытания показали, что при дожигании отработанного газа будет выделяться избыточное количество кислоты. Другие компоненты таких химикатов могут испортить сажевый фильтр или катализатор.
Грузовики стараются реже отправлять в сервис, чтобы «выжать» из них побольше. Личное авто, напротив, проверяют регулярно, поэтому на нём необязательно использование смазок с повышенной вязкостью.
Сейчас в каталогах большинства заводов есть автохимия для самых разных классов автомобилей. Но применять их, даже в смешанных автопарках, надо только с учётом назначения конкретной модели.
Как пользоваться маслами на практике
Иногда встречаются «универсальные» продукты. Такие масла изначально предназначены для грузовиков. Но бывают случаи, когда их разрешает применять и производитель смазочного материала, и автопроизводитель.
Точно опознать предназначение масла позволяет специальная маркировка. Для грузового и иного коммерческого автотранспорта в европейских странах используют индекс E. Буква A говорит, что продукция совместима с бензиновыми моторами, а букву B присваивают образцам, рассчитанным на условия дизельного двигателя.
Альтернативные обозначения предложил институт нефтепродуктов США. По его системе API индекс S присваивают маслу для бензиновых двигателей, а буквой C помечают стандартную смазку для дизелей. Сочетание EC говорит, что это энергосберегающий продукт. В российском ГОСТ предусмотрено только обозначение вязкости и эксплуатационных характеристик, но не конкретного предназначения.- Комментарии